Воспитательная работа осуществляется в соответствии со «Стратегией государственной молодежной политики РФ», программой патриотического воспитания, планом воспитательной работы.
Организация воспитательной работы определяется как комплекс мер по формированию и созданию условий для воспитания личности, способной к развитию и саморазвитию, нравственной, имеющей зрелую гражданскую позицию, способной к ответственному осознанному выбору.
Главной целью воспитательной работы является создание условий для самореализации студентов через активное участие в общественной жизни.
Поставленная цель достигается через решение следующих задач:
-
Развитие нравственного, социального, жизненного опыта личности, понимания сущности и социальной значимости своей будущей профессии.
-
Формирование навыков работы в коллективе и команде, эффективного общения с коллегами, руководством.
-
Формирование навыков принятия решений в последовательном и ответственном осуществлении своих социальных функций.
-
Формирование навыков анализа рабочей ситуацией, оценки и коррекции собственной деятельности, ответственности за результаты своей работы.
-
Формирование навыков организации собственной деятельности, исходя из цели и способов ее достижения.
-
Формирование гражданско-патриотических качеств и правовых знаний.
-
Развитие художественно-эстетического потенциала личности.
-
Формирование и привитие навыков ведения здорового образа жизни у студентов, приобщение их к массовым занятиям физкультурой и спортом.
Деятельность осуществляется по пяти основным направлениям, используя различные формы работы
Направление деятельности |
Цель |
Формы работы |
Ценностно- смысловые компетенции. |
Учить адекватно оценивать свои возможности и способности, формировать внутреннюю мотивацию, формировать понятие приоритетных ценностей в жизни. |
Привлечение студентов к участию в олимпиадах, конкурсах, выставках, конференциях, внедрение молодежных проектов, организация кружков дополнительного образования. |
Художественно эстетическое воспитание |
Формирование у студентов общечеловеческих ценностей, культурных норм и эстетического отношения к действительности |
Организация кружков художественной самодеятельности, Участие в различных творческих конкурсах и фестивалях, посещение музеев и выставок. |
Спортивно оздоровительное воспитание |
Формирование здорового образа жизни у студентов, приобщение их к массовым занятиям физкультурой и спортом. |
Подготовка и проведение спортивно-оздоровительных мероприятий, проведение бесед о здоровом образе жизни, участие в городских, районных и областных соревнованиях. |
Гражданско- патриотическое воспитание |
Формирование гражданско- патриотических качеств и правовых знаний. |
Вовлечение студентов в работу городских военно- пактриотических, военноспортивных клубов и объединений, кружки, секции. Организация работы по правовому воспитанию: факультатив «Молодой избиратель», классные часы, фестиваль допризывной молодежи, уроки мужества. |
Учебно-познавательные компетенции |
Формирование навыков анализа рабочей ситуацией, оценки и коррекции собственной деятельности, ответственности за результаты своей работы. |
Организация кружков столярного и слесарного дела, обеспечение трудового воспитания в процессе прохождения студентов учебной и производственной практики. |
Организация воспитательной деятельности осуществляется в виде различного рода творческих дел, сохранения и поддержания традиций, воспитательных мероприятий, которые предполагают широкое участие обучающихся в выборе, разработке, проведении и анализе главных дел года. В результате такого подхода главные дела становятся понятными и личностнозначимыми, в них участвуют почти все обучающиеся, детям предоставляется возможность определить для себя долю своего участия и долю личной ответственности.
Социально-педагогическая работа
Социально- педагогическая работа носит комплексный характер.
Цель работы - реальная социальная защищенность в условиях снижения жизненного уровня, укрепление и повышение социального статуса, выполнение социальных льгот и гарантий, бесплатное правовое консультирование обучающихся и их семей, организация досуга обучающихся.
Социальная работа проводится в строгом соответствии с законодательством РФ. Основополагающими документами являются: Конвенция о правах ребенка, Конституция Российской Федерации, ФЗ «Об образовании в РФ», Закон Российской Федерации «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закон Костромской области № 487-5-ЗКО «О мерах социальной поддержки и стимулирования обучающихся государственных профессиональных образовательных организаций, находящихся в ведении Костромской области».
Работа в данном направлении охватывает большое число обучающихся: дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и лица из их числа, обучающиеся, проживающие в неблагополучных семьях, обучающиеся, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, иногородние обучающихся, иные обучающиеся, нуждающиеся в социальной помощи и поддержке.
Главная цель организации работы с обучающимися - формирование личности, способной реализовать себя в социуме. В работе по ее достижению решаются следующие задачи:
-
Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем формирования активной жизненной позиции, усвоения норм и ценностей общества.
-
Формирование у подростков навыков самостоятельной жизни за пределами социального общежития, подготовка к созданию собственной семьи, рождению и воспитанию детей.
-
Повышение информированности по психологическим, социально-педагогическим, социально-экономическим, социальномедицинским и юридическим вопросам.
-
Развитие коммуникативных навыков, организация содержательного отдыха.
-
Защита прав и интересов подростков.
-
Умение планировать семейный бюджет, расходовать денежные средства.
Основополагающим принципом является индивидуальный личностный подход.
Поставленные задачи решаются через:
-
соблюдение всех юридических нормативов, касающихся обучающихся (государственное обеспечение);
-
взаимосвязь со всеми заинтересованными инстанциями и организациями, в первую очередь, отделами по опеке и попечительству ТОСЗН;
-
социально-педагогическое сопровождение обучающихся;
-
организацию досуговой деятельности обучающихся;
-
диспансеризацию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Деятельность социальной службы направлена на оздоровление условий воспитания и развития обучающихся, на устранение неблагоприятного влияния со стороны ближайшего окружения, повышение мотивации обучения, создание благоприятных условий для обучения, коррекцию негативных поведенческих реакций, развитие коммуникативных способностей и нравственных личностных ориентаций.
Стипендиальное обеспечение осуществляется в соответствии с Положением о стипендии и других формах материальной поддержки студентов, которое разработано в соответствии с: Конституцией Российской Федерации,
ФЗ «Об образовании в РФ», Законом Российской Федерации «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона Костромской области № 487-5-ЗКО «О мерах социальной поддержки и стимулирования обучающихся государственных профессиональных образовательных организаций, находящихся в ведении Костромской области».
В соответствии с Положением студенты имеют право на получение государственных академических и государственных социальных стипендий. Государственная социальная стипендия назначаются студентам, нуждающимся в социальной поддержке. Для рассмотрения вопросов назначения государственных стипендий создана стипендиальная комиссия. Финансирование расходов по стипендиальному обеспечению обучающихся осуществляется за счет средств бюджета Костромской области.
В соответствии с Постановлением администрации Костромской области от 08.04.2014 г. № 114-а «О порядке обеспечения льготным питанием обучающихся профессиональных образовательных организаций, находящихся в ведении Костромской области» имеется столовая на 80 посадочных мест, организовано горячее питание обучающихся за счет средств областного бюджета в дни теоретических и практических занятий. Все студенты обеспечиваются ежедневным льготным питанием в дни посещения учебных занятий.
Организация досуга студентов
Приоритетной досуговой деятельностью студентов является занятие в спортивных кружках и секциях. С большим удовольствием юноши занимаются в секциях «Бокс», «Спортивные игры», клубе «Атлет».
В воспитательном процессе большое внимание уделяется вопросу формирования потребности в здоровом образе жизни у студентов. В течение учебного года именно по этому направлению велась очень активная работа. Это тематические классные часы, беседы, диспуты, просмотр видеофильмов, организация различных мероприятий: соревнования по баскетболу, волейболу, теннису, «Веселые старты». Во всех мероприятиях классные руководители и мастера обращали внимания студентов на проблему здоровья будущих поколений.
Студенты принимают активное участие в областных конкурсах и акциях, направленных на антиалкогольную и антитабачную кампании.
На протяжении многих лет работает кружок технического творчества «Умелые руки», который формирует у студентов профессиональные навыки, расширяет представление об изучаемой профессии. На базе ОУ работают творческие объединения, вокально- инструментальный ансамбль «Фаза».
Воспитательная работа
Воспитательная работа ведется в разных направлениях, идет сотрудничество с различными органами (полиция, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, медицинская служба, пожарная охрана, молодежный центр, районная библиотека, военнопатриотический клуб «Витязь», краеведческий музей и другие).
По различным сферам деятельности составлены планы воспитательной работы:
-
План мероприятий по противодействию коррупции.
-
План мероприятий, направленных на воспитание толерантного отношения к национальным меньшинствам и религиозным конфессиям.
-
План проведения дней профессионального образования.
-
План мероприятий по антитеррору.
-
План мероприятий по предупреждению совершения несовершеннолетними преступлений, а также профилактике совершения преступлений в отношении детей.
-
План работы совета по профилактике преступлений и правонарушений студентов.
-
План профориентационной работы.
-
План воспитательной работы со студентами, проживающими в общежитии.
Так же значительное внимание уделяется сохранению традиций, способствующих созданию атмосферы преемственности, сплочению ученического и педагогического коллективов, приданию учебному заведению особой индивидуальности. К таким традициям относятся:
-
День Знаний;
-
День ПТО;
-
День учителя;
-
Неделя науки;
-
День Матери;
-
«Знакомьтесь, 1 курс!»;
-
Антинаркотический месячник;
-
Неделя толерантности;
-
Новогодняя конкурсная программа;
-
Фестиваль «Учусь защищать Отечество»;
-
«А ну-ка, парни!»;
-
День студента;
-
Концерт к празднику 8 Марта;
-
Соревнования по волейболу, баскетболу, армрестлингу, теннису;
-
День дурака;
-
Концерт ко Дню Победы;
-
Военные сборы;
-
Вручение дипломов.
Большое внимание уделяется организации внутригрупповой внеурочной жизнедеятельности.
Один раз в неделю в течение всего учебного года проводятся классные часы. В целях предупреждения отчисления и неуспеваемости в течение всего учебного года поддерживается тесная связь с родителями обучающихся, проводятся профилактические советы, педсоветы. Проводится систематический контроль пропусков занятий студентами.
Работа с родителями
Педагоги, студенты и родители являются полноправными участниками образовательного процесса. Взаимоотношения между ними строятся на основе сотрудничества и взаимопонимания. От того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе, зависит успешность социализации обучающихся в учебном заведении.
В образовательном учреждении обучаются иногородние студенты, а это значит, что в воспитательном процессе необходимо учитывать невозможность родителей (законных представителей) активно и непрерывно взаимодействовать с педагогическим коллективом. Исходя из создавшихся условий, в работе с родителями применяются такие формы работы как:
-
Индивидуальная работа с родителями. Она может проходить в форме беседы или консультации. Индивидуальные встречи, консультирование и информирование родителей об успеваемости, профессиональном и личностном развитии обучающихся помогают установить более тесные связи с родителями, анализировать причины положительных и отрицательных проявлений студентов, поддерживать единые требования к нему в ОУ и дома, подбирать эффективные меры воздействия на обучающегося.
-
Родительское собрание - основная форма работы с родителями, где обсуждаются проблемы жизни учебного коллектива. Родительские собрания организуются как общие (2 раза в год), так и групповые (3-4 раза в год).
Большую роль в организации работы с родителями играют классные руководители учебных групп. Они осуществляют непрерывную связь с родительской общественностью, при необходимости организуют встречи с администрацией и преподавателями.
Воспитательная система- открытая система, способная к самосовершенствованию, обновлению, саморегулированию. Студенты отличаются инициативностью, самостоятельностью, активной жизненной позицией, готовностью к получению качественной профессиональной подготовки.
Условия и организация воспитательной работы отвечают требованиям предъявляемым к учебным заведениям среднего профессионального образования и создают условия для освоения общих и профессиональных компетенций и личностного развития будущих специалистов.